Выступление - отчёт кл руководителя 9В Ниязовой Л.И.
"Организация профилактической работы с учащимися"
Профилактика асоциального поведения – система мер, направленных на предупреждение и предотвращение возможных отклонений подростков, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую получению образования, предупреждению правонарушений, развития личности.
Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.
Система работы кл руководителя была направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.
Всю работу можно разделить на 5 этапов:
-
Диагностика
-
Выбор методов и приёмов коррекционной работы
-
Проектирование работы
-
Индивидуальная воспитательная работа
-
Корректирование, оценка промежуточных результатов
Профилактическая работа выполняется совместно с:
-
Социальным педагогом
-
Психологом
-
Советом профилактики
-
Школьный инспектор
-
Комиссия по делам несовершеннолетних КДН
-
ПДН
Трудный ребёнок – это учащийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.
Какие проблемы?
-
в обучении;
-
во взаимоотношении со сверстниками;
-
во взаимоотношении с родителями;
-
рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости;
-
комплексные проблемы.
На начало учебного года в 9В классе было 24 человека (на конец года 21): из них
Имели проблемы
-
в обучении-9;
-
во взаимоотношении со сверстниками- 4;
-
во взаимоотношении с родителями- 9;
-
рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости- 7;
-
комплексные проблемы- 6.
Их проявление может быть:
-
нарушение поведения (от замкнутости до агрессии);
-
эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.);
-
пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины;
-
нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).
Вся деятельность по профилактике должна опираться на нормативно-правовую базу.
1. Конституция Российской Федерации 1993 год.
2. Федеральный закон «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.09.96 № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001№ 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
7. Федеральный закон от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями).
8. Федеральный закон от 24.06.99 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).
9. Конвенция о правах ребенка от 26.01.1990.
10. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
11. Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».
12. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2000 № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде».
13. Приказ министерства общего и профессионального образования РФ от
23.03.99 № 718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи».
14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2005 № АС-1270/06 «О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде».
15. Письмо Министерства образования и науки России, МВД России, ФСКН России от 21.09 2005 № ВФ – 1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях».
16. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р) «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»__
Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя:
-
посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами) -- 9В Внеурочная занятость на 100‰, но посещают нерегулярно или числятся для галочки.
-
внеклассную деятельность в школе-- включаются неактивно ;
-
экскурсии -- включаются неактивно (материальные проблемы);
-
посещение выставок, музеев, театров и т. д. включаются неактивно (материальные проблемы);
-
туристические походы -- нет;
-
участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др-- частично, неактивно.
Моя работа, как классного руководителя, по выявлению «трудных» учащихся
-
Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска, по какой причине.
-
Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети.
-
Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими детьми -7 запросов.
-
Работа с документацией учащегося.
-
Определить формы работы с такими учащимися.
Мной, как классным руководителем, был :
-
- составлен план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в котором были включены: индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, посещения на дому, педагогические диагностики и т.д.;
-
- велся дневник классного руководителя, в котором фиксируется работа, проводимая с ребенком и его родителями
-
вопросы, связанные с проблемами в учебе и поведении рассматривались на Совет профилактики школы, КДН, ПДН.
Профилактическая работа проводилась согласно планов:
1) План профилактической работы по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, наркомании, негативных привычек.
2) Индивидуальная профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учета.
3) Профилактическая работа с родителями. Профилактика семейного неблагополучия.
4) Профилактика вредных привычек, наркомании
5) План профилактическая работа с родителями
План профилактической работы
по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества,
наркомании, негативных привычек.
1
|
Проведение профилактических часов общения.
|
По плану
|
2
|
Часы общения по формированию правовой культуры, толерантного поведения.
|
По плану
|
3
|
Кинолектории по профилактике детской преступности, правонарушений, бродяжничества.
|
В течение года
|
4
|
Организация встреч с инспектором ПДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики.
|
В течение года
|
5
|
Работа по профориентации обучающихся 9 классов.
|
В течение года
|
6
|
Проведение недель правовых знаний.
|
В течение года
|
7
|
Индивидуальные и коллективные беседы специалистов служб и ведомств системы профилактики, медицинских работников.
|
В течение года
|
8
|
Дни здоровья
|
По плану
|
9
|
Дни инспектора в школе (планы по мере проведения).
|
Вторник, четверг
|
10
|
Организация внеурочной занятости обучающихся:
сверка списков о занятости учащихся в кружках и секциях.
|
Сентябрь, в течение года
|
11
|
Диагностическая и коррекционная работа в соответствии с планом.
|
В течение года
|
12
|
Развитие детского самоуправления в классе.
|
В течение года
|
13
|
Организация спортивных мероприятий
|
В течение года
|
Индивидуальная профилактическая работа
с учащимися, состоящими на разных формах учета
1
|
Изучение личности и работа с карточками учёта на учащихся, состоящих на ВШУ, учёте ПДН, КДН, ГОВ.
|
Сентябрь
|
2
|
Индивидуальные профилактические беседы с подростками.
|
В течение года
|
3
|
Организация встреч с инспектором ПДН.
|
В течение года
|
4
|
Работа классных руководителей по изучению личностных особенностей обучающихся и
Выявление причин:
- неадекватного поведения,
- конфликтности, слабой успеваемости и неуспеваемости.
Изучение семейных взаимоотношений, социального окружения учащихся.
|
В течение года
|
5
|
Выполнение закона РФ «Об образовании», контроль над посещением и подготовкой к урокам.
|
В течение года
|
6
|
Вовлечение учащихся, состоящих на разных формах учёта, в кружки и секции.
|
В течение года
|
7
|
Занятия по адаптации, коррекции поведения с учащимися, нуждающимися в этом.
|
В течение года
(по запросам)
|
8
|
Индивидуальные консультации психолог, социального педагога, инспектора ПДН.
|
В течение года
|
9
|
Организация каникулярного времени, в том числе летнего отдыха .
|
Март - апрель
|
10
|
Рассмотрение персональных дел на заседании Совета по профилактике правонарушений в школе.
|
В течение года
|
Профилактическая работа с родителями.
Профилактика семейного неблагополучия.
1
|
Посещение учащихся на дому с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля над семьей и ребёнком (согласно ФЗ РФ №120), оказание помощи семье.
|
В течение года
|
2
|
Проведение цикла профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей: «Права и обязанности семьи», «Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений», «Ошибки в воспитании, которые все когда-нибудь совершали», «Взаимоотношения в семье – отражение в ребёнке», «Пути решения конфликтных ситуаций».
|
Во время рейдов, дней профилактики, родительских собраний
|
3
|
Работа с семьями (согласно ФЗ РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
|
В течение года
|
4
|
Педагогическое консультирование родителей «Адаптация детей к классному коллективу, взаимоотношения в коллективе»
|
Первая четверть
|
5
|
Диагностика семейного воспитания (анкетирование, тестирование, тест-опросник).
|
В течение года
|
6
|
Психологические часы для родителей.
|
В течение года
|
7
|
Индивидуальные семейные консультации.
|
В течение года
|
8
|
Организация педагогического просвещения родителей через родительский всеобуч
|
В течение года
|
9
|
Привлечение родителей к проведению общественно-значимых мероприятий, экскурсий, походов и поездок детей.
|
В течение года
|
10
|
Привлечение родительской общественности в работе родительских комитетов, родительских собраний.
|
В течение года
|
Профилактика вредных привычек, наркомании
1
|
Проведение тематических классных часов
|
В течение года
|
2
|
День отказа от курения.
|
ноябрь
|
3
|
Акция «Здоровое поколение: Жизнь без наркотиков».
|
апрель
|
4
|
Выпуск тематических газет «Здоровое поколение».
|
декабрь
|
5
|
Просмотр и обсуждение видеофильмов: «Полуфабрикаты смерти»; «Территория безопасности».
|
В течение года
|
6
|
Выставка литературы «Наркотики и детство».
|
В течение года
|
7
|
Тестирование на ПАВ.
|
В течение года
|
8
|
«Кросс Наций-2013».
|
сентябрь
|
9
|
Неделя здоровья.
|
Октябрь, февраль
|
10
|
Лыжня России.
|
февраль
|
11
|
Спартакиада школьников.
|
В течение года
|
12
|
Отдых и оздоровление обучающихся в загородных лагерях.
|
В течение года
|
Профилактическая работа с родителями
1
|
Проведение родительских собраний, лекториев с привлечением психолога, социального педагога, инспектора ПДН, медицинских работников.
|
В течение года
|
2
|
Участие родителей в спортивных и массовых мероприятиях класса и школы.
|
В течение года
|
3
|
Индивидуальные семейные консультации.
|
В течение года
|
4
|
Просмотр и обсуждение видеофильмов: «Полуфабрикаты смерти»; «Территория безопасности».
|
В течение года
|
|
|
|
Выводы : 1) Организацию профилактической работы в 9Вклассе считаю проведенной в 2013-14 учебном году на удовлетворительном уровне, т. к.
- за учебный год не произошло увеличение числа стоящих на учете, не произошло увеличения числа правонарушений;
- снимают с учёта Никитась К в наркодиспансере (наблюдалась в течении года - замечаний нет), Антонову В в КДН - нет нарушений.
- произошло снижение числа учащихся, стоящих на учёте, ( в связи с переходом в вечернюю школу Редькина С, Васильев Ж и выбытием Мясников Д)
- удалось посадить за парту и довести до выпускных экзаменов Смирнова С (стоит на учете в ПДН, КДН, ВШУ, ГОВ)
- сохраняются проблемы с Рогачёвым М (переведен на индивидуальную форму обучения).
|